Из простого увлечения в профессиональный спорт…

Общество, Спорт

7 июня 2016 года Министерство спорта России на законодательном уровне признало киберспорт и внесло его в реестр официальных видов спорта Российской Федерации. Правда, особо заметным событием для общественности это не стало. Причина довольно проста. Такие спортивные игры, как футбол или хоккей, являются для большинства стран национальными видами спорта, важной частью жизни, они обласканы вниманием СМИ, а сами спортсмены становятся звёздами, очень часто привлекая больше поклонников, чем популярные деятели искусства. Даже люди далёкие от спорта узнают известных спортсменов, оказываются в курсе того, кто стал чемпионом на том или ином крупном соревновании, а порой могут даже назвать какие либо детали из личной жизни спортсменов. Но что большинство людей знает про киберспорт? Для многих это слово ассоциируется не более чем с подростковым увлечением компьютерными играми, неким «кружком по интересам», не серьёзным спортом, а скорее развлечением. Но так ли это на самом деле?


Недостаточное освещение киберспорта в СМИ.


Нужно признать, пока что только специалисты и любители киберспорта знают все стороны и детали в этой сфере. Но широкой аудитории по всему миру неизвестны ни турниры, ни спортсмены, и уж тем более неизвестно как организовываются и проходят самые яркие соревнования. Многие вообще не знают о существовании киберспорта, как официальной дисциплины. Конечно, некоторые страны являются исключением. Например, в азиатском регионе киберспорт возведён практически в ранг всенародного культа. Но в остальном мире подобного феномена пока не наблюдается. В этом вопросе ключевую роль играет поддержка со стороны государства и, конечно, работа журналистов. Ни для кого не секрет, что звездой спортсмена делают в первую очередь СМИ, это именно журналисты превращают увлекательные матчи в легендарные события, они создают героев и неудачников, за счёт них растёт фанатский сектор команд и спортсменов. Но если смотреть на ситуацию в России, то можно заметить, что интерес журналистов к киберспорту невелик, освещается крайне мало событий из мира виртуальных противостояний. И даже не смотря на признание Министерства спорта России, ведущие спортивные каналы пока что в основном игнорируют данную индустрию, или же посвящают ей редкие и в основном критические программы. Однако в этом вопросе уже намечаются положительные сдвиги. В первую очередь это связано с интересом влиятельных рекламодателей, таких как  Microsoft или Samsung, к киберспорту, который в свою очередь набирает популярность у молодого поколения и привлекает новую аудиторию. А те общественные и спортивные сферы, в которые вкладываются большие средства, обычно получают должное внимание со стороны журналистов. Кроме того, киберспортсмены активно работают над созданием положительного имиджа, что бы занять достойное место в культуре спорта.


Неоднозначное отношение к киберспорту со стороны общественности.


Это весьма спорный момент, связанный в основном с одним вопросом: можно ли считать киберспорт настоящим профессиональным видом спорта, как, например, футбол? Действительно, соревнования на основе видеоигр с использованием компьютерных технологий, где сам процесс спортивной деятельности происходит в виртуальном пространстве, на первый взгляд имеют мало общего с физической культурой. Однако стоит отметить, что профессиональные киберспрортсмены также проходят насыщенную подготовку, отнимающую часто по 10-12 часов в день в течение нескольких месяцев. К тому же большинство из них рассказывает о включении физкультуры  и определённых физических упражнений в эту подготовку, ведь просто невозможно и вредно проводить столько времени у компьютера без разминки. Более того, некоторые киберспортсмены имели непосредственное отношение к другим видам спорта, занимались ими в какой-то период своей жизни или продолжают заниматься на любительском уровне. Подобное отношение к физической культуре они стараются пропагандировать в среде своих фанатов. Киберспорт постепенно приходит к компромиссу с «классическим» спортом, ярким примером может послужить подписание футбольным клубом «Спартак» профессионального киберспортсмена в дисциплине FIFA. Сделано это с целью привлечения новой аудитории к команде, а также развития киберспорта в стране. В Европе подобный опыт взаимодействия и сотрудничества между клубами и профессиональными геймерами уже давно не является чем-то удивительным. В конце концов, чем киберспорт отличается от такого вида интеллектуальной деятельности, как, скажем, шахматы? Пожалуй, главное его отличие состоит в том, что он находится в совершенно ином спортивном измерении.


Внутренние проблемы киберспорта.


На первый взгляд может показаться, что это вопрос скорее к специалистам, чем к широкой общественности. Но проблема состоит в том, что никто не сможет сказать, как может увлечённый человек попасть в киберспорт. Для людей это остаётся неким тёмным пятном, той частью киберспорта, о которой практически ничего неизвестно. Иерархия спортивных школ и клубов, которые готовят и отбирают молодых и наиболее талантливых воспитанников, а также многочисленных секций для любительской подготовки, пока не действуют в киберспорте. Никакой инфраструктуры для подготовки геймеров практически нигде нет, если не считать всё тот же азиатский регион. И это не говоря уже о подготовке тренеров, менеджеров и прочих важных участников команд. Таким образом, профессиональные игроки набирают популярность и привлекают новую аудиторию к виду спорта, у которого, по сути, нет базы (если не считать базы развлекательной, в виде множества хорошо проработанных игр и необходимой техники), что выглядит несколько странно.

Киберспорт в России остаётся явлением неоднозначным, уже одобренным Министерством спорта, но ещё не до конца принятым общественностью. Отчасти этому мешают внутренние проблемы киберспорта, отчасти отношение журналистов, а также некоторые предрассудки. Безусловно, это ещё один феномен современности, который новое поколение понимает лучше предыдущих, но всё же пока киберспорт в нашей стране остаётся скорее связующим звеном между развлечением и профессиональным спортом.


© Все права защищены | Газета онлайн «Молодежное.инфо»

Автор:  Шуваев Александр Дмитриевич  (Россия, Люберцы)